Все о специальной оценке рабочих мест по условиям труда

В связи со вступлением в силу Федерального закона № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" от 28 декабря 2013 г., аттестация рабочих мест была заменена на Специальную оценку условий труда. Специальная оценка условий труда также является  обязательной процедурой для проведения работодателем на основании Статьи 212 ТК РФ.

Специальная оценка условий труда (СОУТ) это единый комплекс последовательно выполняемых мероприятий по:

  1. Идентификации потенциально вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса;
  2. Оценке уровня воздействия идентифицированных опасных факторов.

Специальной оценке подлежат все рабочие места работодателя.

Исключением являются:

  1. Рабочие места «надомников»;
  2. Дистанционные рабочие места;
  3. Работники, вступившие в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися ИП.

Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утвержденной Приказом Минтруда России № 33н от 24 января 2014 и включает в себя:

  • форму отчета о проведении;
  • инструкцию по заполнению формы отчета;
  • классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов.

Этапы проведения специальной оценки условий труда:

I. Для начала необходимо создать комиссию по спецоценке условий труда, которую может возглавлять работодатель или его представитель.

В состав комиссии необходимо включить:

  • нечетное количество членов;
  • специалиста по охране труда;
  • представителей профсоюзной организации (при ее наличии).

II. Следующий шаг - создание приказа о проведении специальной оценки рабочих мест с графиком проведения специальной оценки условий труда. Унифицированной формы графика нет, поэтому работодатель вправе составить его в произвольной форме. В графике следует указать сроки и этапы проведения специальной оценки.

График может быть составлен отдельным приказом, включен в текст приказа о проведении специальной оценки или оформлен в качестве приложения к нему.

III. Затем необходимо определить количество рабочих мест*, в отношении которых будет проводиться спецоценка. Перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест, утверждает комиссия.

*Наши эксперты совместно с представителем предприятия, обычно с инженером по охране труда, группируют рабочие места с выделением аналогичных  для предварительного определения количества рабочих мест по штатному расписанию предприятия-заказчика.

IV. Заключение договора со специализированной организацией. При этом необходимо убедится, что такая организация отвечает требованиям, которые предусмотрены статьей 19 Федерального закона № 426-ФЗ*:

1) указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведение специальной оценки условий труда;

2) наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей - врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;

3) наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом Российской Федерации по аккредитации

   *Центр Экспертиз соответствует указанным требованиям.

V. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных факторов производственной среды.

Идентификация вредных и (или) опасных факторов производственной среды  осуществляется  экспертом организации, проводящей спецоценку и состоит из 2 этапов:

  1. Выявление и описание имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов;
  2. Сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными Классификатором (Приложением №2 Методики проведения специальной оценки условий труда), путем сравнения их наименований.

При этом идентификация потенциально опасных производственных факторов не проводится в отношении рабочих мест:

  1. работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
  2. в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными, опасными условиями труда;
  3. на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные, опасные условия труда.

А в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, измерения вредных производственных факторов не проводятся и работодателем подается в Государственную инспекцию труда в Республике Башкортостан декларация соответствия условий труда* государственным нормативным требованиям охраны труда.

*Наши специалисты оформят декларацию соответствия условий труда согласно Приказа  Министерства труда и социальной защиты РФ от 7 февраля 2014 г. N 80н.

VI. Проведение инструментальных замеров на рабочих местах, где были идентифицированы вредные и (или) опасные факторы производственной среды.

Наши эксперты проводят измерения и исследования следующих факторов производственной среды (соответствие требованиям ст. 13, Федерального закона № 426-ФЗ):

  1. параметров микроклимата;
  2. напряженности электромагнитных  полей промышленной частоты (50 Герц);
  3. напряженности электромагнитных полей радиочастотного диапазона;
  4. напряженности электростатического поля и постоянного магнитного поля;
  5. электромагнитных излучений оптического диапазона (УФ-излучений, лазерного излучения)
  6. мощности амбиентного эквивалента дозы гамма-излучения;
  7. уровня звука;
  8. уровня звукового давления инфразвука;
  9. воздушного ультразвука;
  10. вибрации общей и локальной;
  11. освещенности рабочей поверхности;
  12. концентрации вредных химических веществ;
  13. массовой концентрации аэрозолей в воздухе рабочей зоны;
  14. тяжести трудового процесса (длина пути перемещения груза, мышечное усилие, масса перемещаемых грузов, угол наклона корпуса тела работника и количество наклонов за рабочий день (смену), время удержания груза, количество стереотипных рабочих движений);
  15. напряженности трудового процесса работников.

VII. Предоставление Отчета о проведении специальной оценки условий труда.

В Отчет включаются следующие результаты проведения спецоценки:

  • сведения об организации, проводящей СОУТ с приложением копий    документов, подтверждающих соответствие ее статье 19 Федерального закона № 426-ФЗ,
  • перечень рабочих мест, где проводилась СОУТ с указанием идентифицированных факторов,
  • карты СОУТ,
  • протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений факторов,
  • протокол комиссии о решении невозможности проведения исследований и измерений (при наличии),
  • сводная ведомость СОУТ,
  • перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда,
  • заключение эксперта, проводящего СОУТ.

 

По результатам проведенных измерений и исследований определяется класс условий труда по степени вредности и опасности, и в зависимости от класса условий труда, устанавливаются/отменяются льготы и компенсации за вредные условия труда и разработывается план мероприятий по улучшению условий труда.

Срок действия специальной оценки условий труда и декларации соответствия условий труда - 5 лет. В случае отсутствия в период  действия декларации несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, срок действия декларации считается продленным на следующие пять лет.

Результаты проведения специальной оценки условий труда применяются для:

  1. разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;
  2. информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;
  3. организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;
  4. установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций (ст. 92; ст. 117; ст. 147);
  5. установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;
  6. расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  7. обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  8. решения вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  9. рассмотрения и урегулирования разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем и (или) их представителями.